МБДОУ КВ "Детский сад №5"

Развитие межличностных отношений дошкольников во второй младшей группе

Работа над формированием межличностных отношений детей дошкольного возраста всегда была актуальна. Проблема этического развития (формирование нравственных качеств личности ребёнка) стоит перед педагогами и в нынешнее время. Ещё В.Сухомлинский утверждал: «Чуткость, впечатлительность души формируется в детстве. Если упущены детские годы, упущенного никогда не наверстаешь». И то, насколько хорошо ребенок усвоит моральные правила поведения, как складываются и укрепляются его отношения со сверстниками, - зависит от педагога.

К проблемным формам межличностных отношений можно отнести: обидчивость, демонстратвность, агрессивность, застенчивость. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача воспитателя. Именно в этом и состоит коррекционная программа по формированию доброжелатльных отношений дошкольников. В течение полугода я непрерывно наблюдала за детьми; оценивала их эмоциональное состояние, культуру поведения, умение решать проблемные ситуации, умение эмоционально откликаться на чувства других.

Мне важно было добиться того, чтобы ребёнок принимал своего сверстника таким, какой он есть, независимо от его внешности, национальности, характера. Конечно, в возрасте 4 лет детям встать на этот путь очень непросто. В этот период ещё не у всех детей происходит эмоциональная вовлечённость в действия сверстника. В процессе игры или совместной деятельности дети ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их, возникает соперничество, а отсюда споры и ссоры. Во второй младшей группе ещё не происходит так называемый «скачок», когда можно наблюдать сопереживание сверстникам, это нужно непрерывно воспитывать в дошкольниках.

Работа воспитателя по воспитанию у детей дружеских, нравственных чувств начинается с того, что он приучает их с уважением относиться к игре товарищей. Через игру и происходит усвоение детьми норм и правил культуры поведения, так как игра является ведущей деятельностью дошкольников. К тому же детям предоставляется немало возможностей решать проблемные ситуации, тем самым происходит сплочение коллектива. Мне всегда было интересно наблюдать за тем, как дети заботятся о других, помогают им не по принуждению, а добровольно, проявляя отзывчивость и чуткость как основу нравственного воспитания. У детей все элементы игры происходят на высоком эмоциональном уровне. Они дружат, спорят, ссорятся, обижаются друг на друга. Для развития межличностных отношений необходимо как можно чаще организовывать совместную деятельность детей, так как ребёнок в этом возрасте, как правило, ещё сосредоточен на своей игре. Для формирования у детей доброжелательных отношений я провела коррекционную работу. Для этого использовала все доступные формы и методы работы:

- дидактические игры;

- подвижные игры;

- сюжетно-ролевые («Магазин», «Больница», «Семья»);

- театрализованные (инсценировки к русским народным сказкам по ролям);

- проблемные ситуации («Зайка заболел», «Оденем куклу на прогулку», «Приготовим обед для зверюшек»);

- заучивание стихов, песенок, потешек, закличек;

- беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;

- рассматривание картин и иллюстраций;

- организация выставок детского творчества;

- организация целевых прогулок с детьми.

В совместной деятельности возникает общность и сопричастность во взаимодействии детей. Дети активно включаются в игру сверстника, сопереживают ему, оказывать помощь. У них появляются общие цели в игровых ситуациях, они вместе придумывают сюжет игры. В таких играх не должно быть соревновательного момента, для каждого отводится своя определённая роль в игре.

По итогам проведённой работы хочу отметить, что дети с проблемами в нравственном отношении стали проявлять отзывчивость по отношению к сверстнику, стали меньше ссориться и выяснять отношения в совместных играх. В начале коррекционной работы дети с неблагополучным статусом в нравственном отношении не сразу включались в игры и совместную деятельность, были не активны, не шли на контакт, временами наблюдались вспышки агрессии. Дети с благополучным статусом, в свою очередь, не всегда общались в игре с детьми, себе противоположными. Через определённое время дети с противоположными статусами стали проявлять интерес друг к другу, они стали распознавать их эмоции. В совместных играх стало намного меньше спорных, конфликтных ситуаций, негатива. Результаты контрольной диагностики показали оптимизацию межличностных отношений и положительную динамику в развитии эмоциональной сферы детей.

20 июня 2015 в 22:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.